В Казахстане появится финансовое расследование

фото: pixabay.com

На портале «Открытые НПА» опубликован проект концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

В числе главных новшеств — внедрение института финансового расследования. В концепции отмечается, что сегодня нет точных данных по оттоку из Казахстана капитала, связанного с преступностью, в том числе с коррупцией, уклонением от уплаты налогов и другой незаконной деятельностью.

* Зачем это нужно

По данным Global Financial Integrity (GFI), за 2004-2013 годы из РК выведено $167,4 млрд. Еще одно исследование GFI показывает ежегодный разрыв в стоимости товарных потоков, циркулирующих между Казахстаном и его торговыми партнерами в $8,5 млрд., или более $85 млрд за период 2009-2018 годов.
Tax Justice Network фиксирует ежегодный отток капитала из Казахстана на уровне $212 млн. В 2021 году она оценивала объем размещенных в офшорах денег из РК в $45,7 млрд. А по данным Нацбанка, с 2010 по 2021 годы валовый отток прямых инвестиций из Казахстана (преимущественно на Кипр, Нидерланды, Каймановы и Сейшельские острова) составлял порядка $4,5 млрд в год, или $53,4 млрд за весь период.

Даже при раскрытии преступлений вернуть деньги государству сложно. Только за 2022 год сумма, подлежащая взысканию по уголовным делам в пользу государства, составила свыше 282 млрд тенге, при этом взыскано на сегодняшний день только 3,7 млрд тенге или 1.4% от общей суммы. Остаток суммы за прошлые годы составил 66 млрд тенге.

* Что предлагается 

Финансовое расследование в Казахстане хотят внедрить по такой схеме: 

1) финансовое расследование, осуществляемое параллельно или в рамках предварительного следствия по основному уголовному правонарушению;

2) досудебное производство о конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда (этот институт уже есть в законодательстве — глава 71 УПК РК);

3) финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.

В финрасследовании должны быть такие компоненты: 

— необходимость проведения финансового расследования вытекает из вступившего в силу судебного приговора (постановления);

— установление сроков проведения финансового расследования (с момента вступления судебного решения в законную силу и до истечения срока давности исполнения обвинительного акта);

— принятие решения о судьбе имущества, найденного по итогам проведения финансового расследования;

— основания для прекращения проведения финансового расследования (добровольное возмещение ущерба в полном объеме, заключение процессуального соглашения о выдаче имущества, добытого преступным путём, смерть осужденного, истечения сроков проведения финансового расследования и т.д.);

— особенный порядок признания сделок, направленных на сокрытие имущества, добытого преступным путём, недействительными;

— промежуточное информирование суда, постановившего приговор, о ходе и результатах проведения финансового расследования, наличие процессуальных мер у суда за намеренное затягивание проведения финансового расследования или его неинформирование.

Финансовое расследование в обязательном порядке предлагается проводить по таким уголовным правонарушениям:
— коррупционные преступления;
— уголовные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;
— уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности;
— отдельные уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка.

Предлагается закрепить и нормы, которые будут стимулировать добровольно возвращать государству преступные капиталы. Это — получение минимального наказания за совершение уголовного правонарушения, посредством которого получены преступные доходы; освобождение от ответственности за отмывания преступных средств и т.д.