Схемы не сработали, но их все равно продолжат

фото: pixabay.com

В правительстве назвали критику президента по решению проблем с продовольствием справедливой, но решили работать так же.

На заседании кабмина в пятницу заместитель премьер-министра — министр торговли и интеграции Бахыт Султанов объяснил: реализация проекта по созданию национальной товаропроводящей системы действительно затянулась (на два года) «по ряду субъективных и объективных причин». А именно — «изменившиеся в январе-феврале условия финансирования проекта потребовали пересмотра уровня обязательства государства в рамках договора ГЧП с целью снижения нагрузки на бюджет».

Сейчас, с учетом поручений президента, вновь начата работа «по пересмотру действующей модели создания Национальной товаропроводящей системы». МТИ рассматривает «несколько альтернативных сценариев создания оптово-распределительных центров, с привлечением заинтересованных инвесторов». Султанов пообещал до октября эти сценарии представить.

По наведению порядка на рынках решение уже есть — ответственность за организацию торговли решено возложить персонально на собственников рынка. К самим рынкам будут установлены квалификационные и инфраструктурные требования.

С товарным балансом и сдерживанием цен план тоже готов. Инструменты в нем, правда, те же, что и были. И которые раскритиковал президент буквально вчера. К примеру, Султанов уверен, что «оборотная схема» (кредитование крупных торговых сетей для закупа продуктов питания и реализации по удешевлённым ценам) — эффективна, и на нее необходимо увеличить финансирование. Он привел и примеры, когда схема работала эффективно: в Карагандинской области в апреле заключены договора на поставку картофеля в объеме 2 709 тонн по фиксированным ценам 85 тенге в рознице (коммерческая цена составляла 175 тенге), и в результате в области сложилась самая низкая цена в продаже на картофель 135 тенге.

«Данная работа проведена по всем регионам, в связи с чем, мы сейчас и наблюдаем постепенное снижение цены на продукт. Вместе с тем, данный механизм справедливо подвергнут критике, поскольку требует доработки в части повышения эффективности реализации указанной задачи. В настоящее время проводится доработка информационной системы, на основе который мы проводим селекторные совещания с МИО в офисе цифрового Правительства», — сказал Султанов.

Но, поскольку объем финансирования «оборотной схемы» в общем товарообороте социально-значимых продуктов, составляет всего лишь 4%, она «не может в достаточной мере влиять на рынок».

«В этой связи, по мере повышения прозрачности движения средств и повышения их эффективности, объем финансирования будет постепенно увеличиваться», — заявил Султанов.

Минсельхоз со своей стороны обещает «комплексное решение вопросов импортозамещения» — через реализацию инвестпроектов по созданию новых производств. До конца 2022 года планируется реализовать 237 таких проектов на 295 млрд тенге, в том числе по 6 видам импортируемых позиций будет реализован 81 проект на 128,5 млрд тенге.

Для решения сахарной проблемы будет разработан Комплексный план по развитию отрасли. Он включает увеличение сырьевой базы (через расширение посевных площадей сахарной свеклы за счет ввода новых орошаемых земель), внедрение водосберегающих технологий полива, развитие семеноводства, техническое и технологическое перевооружение существующих мощностей по переработке сахарной свеклы, строительство и модернизацию сахарных заводов. И — увеличение объемов импорта белого сахара и переработки тростникового сахара-сырца.

Еще в планах МСХ — увязка разрабатываемой новой системы субсидирования и льготного кредитования со встречными обязательствами сельхозтоваропроизводителей по поставке продукции предприятиям переработки и торговли по стабильным ценам на основе форвардных контрактов.

В общем, революционных идей правительство не предложило. Радует намерение посчитать наконец, чего и сколько производится в стране. Возможно, после этого в кабмине всё же решат задуматься над действительно эффективными подходами.