Обучение в виртуальных тонах
3D-конструктор внутренних органов и практика с виртуальным пациентом вместо реального облегчают жизнь и преподавателям, и студентам отечественных медвузов. Программное обеспечение, позволяющее студентам-медикам учиться играючи, создано казахстанской компанией Somnium.
Автоматизация не предел
Основатель компании Somnium Арман Мукушов закончил Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (ЕНУ) по специальности «Информатика» и еще во время работы по найму с небольшой командой создал автоматизированную информационную систему (АИС) Sirius. Она помогает управлять учебным, административным, организационным и учетно-аналитическим процессами в медицинских университетах. АИС оказалась востребована: ее внедрение позволило заметно улучшить информационное обслуживание всех субъектов образовательного процесса, сэкономить рабочие часы и расходные материалы. На новую систему перешли государственные медвузы Семея, Актобе и Астаны, а также Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова. Деньги, заработанные на продаже АИС Sirius, было решено потратить на создание новых продуктов.
После удачного старта Арман Мукушов заинтересовался учебными процессами и методикой в медобразовании. Он в буквальном смысле пошел по вузам, чтобы посмотреть, каким образом готовят будущих врачей. Увиденное расстроило: учебники и плакаты были основными средствами обучения, на кафедрах медвузов не было не только современных компьютеров, но и проекторов. «При посещении учебных классов я увидел, как один из студентов сидит за партой и рисует карандашами патогистологический микроснимок на листе А4. Эта неоснащенность, убогость и старые методы меня убили», — рассказывает г-н Мукушов. Так появилась цель — создать для студентов современные средства обучения.
Первым проектом стало производство серии учебных фильмов на 3D-графике по общей патанатомии. Серия видеороликов представляла собой пособие с детализированным изображением клеток, тканей, органов человека и их патологий; видеофильмы отличались реалистичной визуализацией патологических изменений органов человека. За теоретическую часть фильмов по патанатомии отвечали профессионалы — профессор, доктор медицинских наук Вячеслав Пауков, специалист по патанатомии профессор Айгуль Сапаргалиева и доцент, кандидат медицинских наук Даулет Даутов.
Фильмы были отправлены в университеты, но здесь команда столкнулась с проблемой: ролики получили и те, кто за них не платил. «У видеороликов не было никакой защиты, и фильмы с легкостью распространились. Они сейчас даже на YouTube есть», — констатирует Арман Мукушов. Случившееся стало уроком, но не охладило пыл команды, твердо решившей модернизировать медицинское образование. С большой теоретической базой по патанатомии, накопленной в процессе производства серии видеороликов, появились возможности для маневра.
Обучение в интерактиве
В 2015 году началась разработка нового продукта. 3D-конструктор патологии «ВИРХОВ» — первый полноценный программный продукт команды Somnium. Конструктор показывает изменения, характерные для заболеваний и синдромов, на интерактивных 3D-моделях органов. Программа включает 19 органов и 134 болезни и синдрома. При помощи «ВИРХОВа» студент не просто изучает заспиртованный орган, а сам изменяет его 3D-модель на макро- и микроуровнях. «Я подумал, что нужно выходить на новый уровень. Выбрал геймификацию и решил пойти от обратного: показать студентам органы в трехмерной модели в норме, затем они должны органы самостоятельно изменять и привязывать различные патоморфологические изменения», — объясняет Арман Мукушов. Разработку «ВИРХОВа» завершили за полтора года, и сразу отправили на реализацию сначала в казахстанские вузы, а затем в зарубежные.
Спустя год команда выступила на XXIX Европейском конгрессе патологоанатомов в Германии с докладом, а сам продукт «ВИРХОВ» вошел в топ-40 решений для мировой патанатомии. Тогда компания получила положительную рецензию от доктора медицинских наук, профессора Нью-Йоркского медицинского колледжа Генри Годфри. «Студенту, обладающему определенным набором знаний и умений по патологической анатомии, дается в руки инструмент в виде современной компьютерной графики, который он может применить для закрепления изучаемого материала на практических занятиях и для выполнения самостоятельной работы без участия преподавателя», — заключил профессор.
Еще одна проблема казахстанских медвузов — нехватка пациентов для студенческой практики. «Чтобы студенты могли работать с пациентом, последний должен дать разрешение. Пациенты отказывались — они хотят работать только с врачами либо профессорами, больше ни с кем», — объясняет Арман Мукушов. Чтобы студенты не зависели от настроения реальных пациентов, в Somnium решили создать пациента виртуального. За полтора года команде удалось собрать программное обеспечение по внутренним болезням — «Виртуальный пациент “Боткин”».
«Боткин» — это сложное ПО в форме 3D-приложения для изучения внутренних болезней организма человека. Виртуальный пациент выглядит вполне реалистично и соответственно ведет себя: отвечает на вопросы, жалуется на боли. Пациента можно осмотреть, назначить необходимые исследования и анализы, поставить диагноз и назначить лечение. В мире есть аналогичное ПО, но казахстанского виртуального пациента отличает фотореалистичная графика, обучение в режиме «теория — практика» и обширная база болезней. На V Центрально-Азиатской международной научно-практической конференции эксперты оценили «Боткина» как самую удобную и реалистичную программу среди подобных.
Hi-tech экспансия
Программы Somnium по сути — коробочный продукт. Они не требуют постоянного мониторинга и поддержки функционала, раз в полгода к ним выходят обновления. Еще на стадии разработки программных продуктов в Somnium поняли, что рекламная кампания им не нужна. После АИС Sirius о команде Армана Мукушова знали все казахстанские медвузы. Разработчики предпочли поддерживать контакт с клиентами через регулярные встречи. «Каждые полгода мы показывали свою работу. Собирали людей и получали обратную связь, демонстрировали потенциальным клиентам свои наработки каждый квартал. В вузах все были в курсе», — рассказывает г-н Мукушов. Сегодня программные продукты Somnium размещены во всех казахстанских медвузах, кроме Казахского национального медуниверситета имени С.Д. Асфендиярова. Программы покупают и медколледжи, большая часть клиентов с северо-востока Казахстана — Петропавловска, Павлодара и Кокшетау.
Продукты Somnium обеспечили себе высокое проникновение на рынке РК, но продавать их в Казахстане уже практически некому. Изначально осознавая узость отечественного рынка, Арман Мукушов рассчитывал на экспортный потенциал образовательного ПО. «У нас всего пять государственных и несколько частных медуниверситетов, которые готовы платить за программные продукты. На казахстанском рынке продукты продаются по себестоимости, чтобы окупить вложенные финансовые средства, — делится он. — Но основная задача — отправлять наши продукты на экспорт». Софт по патанатомии Somnium купили медуниверситеты Крыма, Владивостока и Сургута, а виртуального пациента «Боткин» казахстанская компания продает через российских партнеров-дистрибьюторов. С дальним зарубежьем Somnium работает также по схеме дистрибуции. Сегодня Somnium имеет действующие контракты с представителями Канады, Индии, Румынии и Франции.
Арман Мукушов: «Многие преподаватели старшего поколения не хотят менять свой подход к образованию. Они преподают как привыкли, так же, как и сто лет назад»
На постсоветском пространстве аналогов виртуальному пациенту «Боткин» и 3D-конструктору «ВИРХОВ» нет. Для того чтобы популяризировать свои продукты на международном рынке, команда Somnium участвует в тематических ивентах и, как правило, вызывает повышенный интерес со стороны участников таких мероприятий. В прошлом году компания участвовала на международной выставке Medica в Дюссельдорфе, где мировой медицинской общественности представляют новейшую медицинскую технику, больничное и лабораторное оборудование.
На стыке методик
Инновации в казахстанском медобразовании приживаются с трудом, преодолевая сопротивление со стороны педсостава. Низкая компьютерная грамотность преподавателей вкупе со старым подходом к образованию, от которого они не намерены отказываться, притормозили внедрение новых программ в учебный процесс. «Многие преподаватели старшего поколения не хотят менять свой подход к образованию. Они преподают как привыкли, так же, как и сто лет назад», — говорит Арман. Рассуждая о том, что медобразование сегодня больше ориентировано на преподавателя, а студенты сидят, «смирно сложа руки», слушают лекции и пишут конспекты, он предлагает с помощью программ Somnium построить обучение по принципу «перевернутого класса». Такой подход означает, что студентам не обязательно слушать лекции преподавателя. Они самостоятельно изучают материалы, отвечают на предварительный тест, получают результат и приходят на занятия подготовленными. И только здесь начинается работа преподавателя. Учитывая результаты предтеста, он делит учащихся на три группы: тех, кто хорошо освоил материал, тех, кто обладает поверхностными знаниями, и тех, кто теорию не понял совсем. Первой группе преподаватель дает задания для углубленного погружения в тему, второй — закрепительные материалы, третьей педагог объясняет все сам. «Тем самым преподаватель не будет тратить время на изучение теории, он начинает работать на закрепление знаний», — резюмирует Арман Мукушов.
В ближайших планах Somnium — расширить свою клиентскую базу, включив в нее не только медицинские, но и общеобразовательные университеты. Для этого компания планирует вернуться к первым продуктам, усовершенствовать прошлые наработки и автоматизировать не только образовательные и административные процессы, но и научные и воспитательные. По сути, следующим продуктом компании должен стать «облачный» Sirius, платформа, которая упростит планирование учебного процесса, прием и выпуск студентов, составление расписания в полуавтоматическом режиме, записи на элективные курсы, формирование педнагрузки. Г-н Мукушов озвучивает амбициозные планы: «Наша цель — построить большую систему, которая будет помогать тем, кто работает в образовательной сфере. Каким образом? Система, накапливающая данные, будет подсказывать задействованным в системе образования людям, что им сейчас нужно сделать для того, чтобы улучшить весь процесс обучения».