Строить дороги будут «под ключ»
Министерством индустрии и инфраструктурного развития разрабатываются системные меры и новые подходы к улучшению качества строительства дорог.
Предусматривается усиление ответственности технического, авторского надзора и заказчика за образование дефектов в гарантийный период. Внедрение EPC (проектирование, эксплуатация и строительство) контрактов по схеме «под ключ» с внедрением элементов ФИДИК (взаимоотношение между подрядчиками, заказчиками и инженерами, применяется в более чем 100 странах мира).
Также планируется внедрить механизм подписания единого договора с уполномоченным органом и Центром качества, что позволит независимо от договора давать замечания в адрес акиматов и требовать их обязательного исполнения.
По данным МИИР, в 2022 году в ходе проведения контроля качества местных дорог было отобрано порядка 9 тыс. проб, из которых не соответствуют требованиям 2,5 тыс. проб или 28%.
Лидерами по несоответствию стали:
* Шымкент (71%)
* Мангыстау (61%)
* Алматы (56%)
* ВКО (49%)
* ЗКО (43%)
* Туркестан (40%).
Вместе с тем, по информации МИИР, несмотря на имеющиеся замечания, заказчики продолжают принимать объекты в эксплуатацию. По таким фактам в отдельных регионах уже возбуждены уголовные дела.
Есть данные, что в Актюбинской области расследованием занимается департамент экономических расследований — по факту некачественного исполнения и приемки, а в Шымкенте – антикоррупционная служба по факту фиктивного подписания актов.